В помощь экспортеру
О конъюнктуре рынка Республики Корея
Республика Корея является импортером энергоресурсов, в том числе вторым в мире импортером сжиженного природного газа, и экспортером продуктов нефтепереработки. Территория южнокорейской части Корейского полуострова в целом бедна природными ресурсами, что обусловливает необходимость их импорта.
К прочим ведущим позициям корейского импорта относятся:
• комплектующие к машинам;
• электронные интегральные микросхемы;
• карты памяти;
• легковые автомобили;
• измерительные и контрольные приборы и инструменты.
Наиболее перспективными экспортными позициями белорусских предприятий в Республику Корея являются:
• калийные удобрения;
• электронные интегральные схемы;
• стекловолокно;
• изделия из камня или других минеральных веществ;
• устройства на жидких кристаллах и лазеры;
• нетканые материалы;
• приборы и аппараты для физического/химического анализа;
• продукция химии и нефтехимии.
Ведущими позициями импорта в Корею сельскохозяйственной продукции являются:
• кукуруза;
• говядина;
• свинина;
• злаки (пшеница) и отходы переработки злаковых культур.
В силу культурных особенностей страны и пищевых привычек традиционные для Республики Беларусь виды сельхозпродукции и продуктов питания не находят здесь массового потребителя.
К продукции, которая может быть востребована на корейском направлении, относятся:
• сухая молочная сыворотка;
• кондитерские изделия;
• мясные консервы и консервированные продукты;
• сливочное масло;
• моцарелла;
• крахмал;
• крепкие спиртные напитки;
• соки.
В последнее время с ростом внимания к здоровому питанию отмечается спрос на органические и натуральные продукты. В целом в Корее отмечается тенденция изменения пищевых привычек, что отражается на снижении употребления риса и увеличении в рационе доли мясных продуктов.
На корейском рынке сельхозтехники востребовано малогабаритное оборудование, в том числе с учетом размеров посевных площадей и в связи с тем, что спрос на него создают фермерские хозяйства, относящиеся к средним и малым предприятиям.
Привлекательность белорусской сельскохозяйственной техники, в частности, тракторов, сдерживается наличием на южнокорейском рынке собственных производителей продукции, которая отличается высоким качеством и учитывает нужды местного потребителя, а также конкуренцией со стороны производителей государств региона.
Комбайностроение менее развито, но особые требования к габаритам техники и его технические показатели имеют решающее значение. Востребована высокотехнологичная продукция, композитные материалы, аэронавигационное оборудование, дроны, используемые, в том числе, в сельском хозяйстве.
В Республике Корея востребована продукция деревообработки, однако экспорт ДСП, ДВП и иных подобных полуфабрикатов из Беларуси возможен при соответствии характеристик выпускаемой продукции требованиям азиатского рынка. Наиболее перспективным направлением является проработка экспорта фанеры клееной, в то же время в Республике Корея мебельные производства ориентированы на американский формат фанерного листа (4х8 футов, или 1220х2440 мм). К ограничительным факторам поставок мебели можно отнести весомую транспортную составляющую при экспорте готовой мебели из Беларуси на корейский рынок, наличие мощных конкурентов в азиатском регионе (Китай, страны Юго-Восточной Азии) и специфику местного рынка.
Одной из востребованных позиций импорта Республики Корея являются лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи. Вместе с тем, для выхода на корейский рынок необходима большая подготовительная работа. В соответствии с действующим в Республике Корея нормативным порядком разрешения на использование лекарственных средств выдаются только после тщательной оценки всех результатов их клинических испытаний и токсикологических исследований в аккредитованных медицинских центрах и лабораториях, а также безопасности технологии и иных факторов их производства и применения.
Возможности доступа на рынок
Правительство Кореи реализует стратегию заключения соглашений о свободной торговле как с отдельными государствами, так и с экономическими блоками. В настоящее время действует 15 соглашений с 52 странами (включая 28 государств ЕС, 10 государств АСЕАН и 4 государства ЕАСТ). Курс Республики Корея на либерализацию внешней торговли облегчает доступ товаров из стран, с которыми заключены соглашения о свободной торговле. Это усиливает конкуренцию в отношении белорусских товаров как по ценовому фактору в связи с более высокими пошлинами, так и в связи с тем, что наша продукция подпадает под жесткие меры нетарифного регулирования.
Подробную информацию о наличии пошлин на товары, импортируемые в Корею, белорусские компании могут получить на сайте Корейской таможенной службы (Korea Customs Service):
При экспорте сельхозпродукции необходимо учитывать наличие господдержки сельскохозяйственной отрасли в Республике Корея, в особенности производителей риса как традиционного продукта, составляющего основу продовольственного рациона. В связи с такой политикой на ряд позиций сельхозпродукции сохраняются высокие защитные пошлины даже с государствами, с которыми заключены соглашения о свободной торговле.
Для экспорта в Республику Корея пищевых продуктов и лекарств продукция должна соответствовать стандартам качества, установленным Министерством по контролю качества продуктов и лекарств Республики Корея. Для прохождения необходимых процедур компания-экспортер также должна быть зарегистрирована в базе Министерства:
Подробная информация о формах и последовательности действий при регистрации иностранных предприятий на территории Республики Корея подготовлена Корейским агентством по содействию торговле и инвестициям (КОТРА).
Информация для иностранных клиентов о создании собственного производства на английском языке доступна на сайте Министерства государственного законодательства Республики Корея.
Информация Сеульского глобального центра (Seoul Global Center) содержит руководство по запуску новых проектов в бизнесе на английском языке, а также сведения о визовых и миграционных правилах, трудовых отношениях, освобождении от налогов и т.д.
Портал нормативно-правовой информации в сфере бизнеса, финансов, торговли и промышленности содержит официальные разъяснения компетентных корейских органов в различных сферах, регулируемых корейским законодательством.
Тендеры (торги)
Службой государственных закупок Республики Корея (Public Procurement Service of Korea) создана и поддерживается система электронных государственных закупок.
C 2004 г. все процедуры государственных закупок (объявление тендера, рассмотрение итогов, заключение контракта, оплата, контроль поставки и т.д.) переведены в электронную форму и осуществляются через единую систему (портал) государственных закупок KONEPS (Korea ON-line E-Procurement System).
Основной объем операций в рамках системы государственных закупок доступен только компаниям-резидентам Республики Корея. Для регистрации в качестве поставщика необходимо пройти процедуру регистрации, включая получение электронной цифровой подписи и регистрацию отпечатка пальца сотрудника, уполномоченного проводить операции в системе (пользователь системы должен установить соответствующее сканирующее оборудование). Кроме того, все делопроизводство в рамках системы KONEPS ведется на корейском языке.
В некоторых случаях, когда планируемая закупка заведомо предполагает поставку товара из-за рубежа, к участию в тендерах допускаются также иностранные компании. Перечень таких заявок доступен в англоязычной версии сайта Службы государственных закупок в разделе «Bid Information» с переводом на английский язык.
Для участия в тендерах необходимо направить заявку о регистрации компании в качестве поставщика Службы государственных закупок Республики Корея, а также заявку на получение электронной цифровой подписи.
Одним из условий регистрации иностранной компании в качестве поставщика является наличие представителя (агента, контактного лица) в Республике Корея. Анкеты и иные документы должны заполняться на корейском языке либо сопровождаться нотариально заверенным переводом на корейский язык.
После регистрации в Системе государственных закупок иностранные компании имеют возможность принимать участие в тендерах, в которых допускается участие иностранных резидентов.
Каталоги белорусских и корейских товаров
В Республике Корея созданы несколько торговых интернет-площадок. Экспортные порталы поддерживаются следующими организациями:
• Корейским агентством содействия торговле и инвестициям (KOTRA), www.buykorea.org;
• Корейской ассоциацией международной торговли, www.tradekorea.com;
• Корейской корпорацией торговли продукцией агропромышленного комплекса и рыболовства, www.agrotrade.net;
• Корейской администрацией малого и среднего бизнеса, www.gobizkorea.com;
• региональными центрами поддержки малого и среднего бизнеса, www.e-jejutrade.com/, www.gtrade.or.kr;
• частными компаниями, www.ecplaza.net;
• Международным торговым порталом www.ec21.com;
• порталом www.utradehub.or.kr, который предназначен для облегчения выполнения процедур, связанных с экспортными операциями. Портал является единой площадкой для осуществления электронных процедур, связанных с аккредитивами, таможенным оформлением, отправкой груза, выдачей сертификата происхождения и прочих без посещения соответствующих государственных органов, банков, таможенных агентов, логистических компаний;
• порталом Корейской ассоциации международной торговли KITA, www.kita.org, который предоставляет доступ к информации об объеме и статьях экспорта и импорта в Республику Корея:
Информация о деловом партнере
Информацию можно проверить на сайте Корейской налоговой службы (National Tax Service) www.nts.go.kr.
Проверка осуществляется по регистрационному номеру в отношении статуса компании (активен, деятельность приостановлена или прекращена) и факта уплаты налогов.
Прямая ссылка: https://www.hometax.go.kr/websquare/websquare.wq?w2xPath=/ui/pp/index.xml&tmIdx=0&tm2lIdx=&tm3lIdx=
Подобную информацию предоставляет также сайт Комиссии по справедливой торговле (Fair Trade Commission) http://www.ftc.go.kr.
Проверка статуса компании
Прямая ссылка: http://www.ftc.go.kr/www/bizCommList.do?key=232