Виртуальная выставка «80-летие участия полка Нормандия-Неман в освобождении Беларуси»
01.06.2024 г.
В марте 1942 года Национальный комитет «Свободная Франция» (позднее «Сражающаяся Франция») обратился к представителям Советского правительства с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи.
Полк участвовал в Курской битве, Смоленской наступательной операции «Суворов» 1943 года, 25 мая 1944 года отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» перебросили в Руднянский район Смоленской области. Здесь, у деревни Дубровки, для полка был подготовлен оперативный аэродром. В составе полка в это время был 61 лётчик и 55 самолётов. 28 мая в сторону оккупированного Витебска отправились в полёт Марсель Лефевр и его ведомый Франсуа де Жоффр. Через 30 минут истребитель Лефевра понёсся в направлении своего аэродрома. «Де Жоффр, иду на посадку…я весь в бензине…» — услышал ведомый в наушниках шлемофона голос командира. Лейтенант мог бы покинуть повреждённый самолёт, воспользовавшись парашютом, но он хотел спасти машину. Задыхаясь от паров бензина, лётчик произвёл посадку на аэродроме. В тот момент, когда он открыл фонарь кабины, оттуда вырвалось пламя. Лефевр сумел выбраться из кабины, одежда его пылала. Лефевра на самолёте отправили в Москву, но ожоги были слишком сильными. Через несколько дней он умер. Посмертно Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза.
В июньские дни 1944 года советские войска начали наступление в Белоруссии. Через неполные три недели военные действия уже перекинулись в Литву. Туда и передислоцировался авиаполк «Нормандия». Лётчики, чтобы быстрее начать боевые действия, перевозили своих техников в хвостовых отсеках. 14 июля с аэродрома в Дубровке начали взлетать самолёты и брать курс на запад. Неожиданно на аэродром вернулась машина Мориса де Сейна. Бензобак самолёта был повреждён, вдоль его фюзеляжа вился белый шлейф. От имени французского и советского командования де Сейну подавались приказы набрать высоту и выброситься с парашютом. Но в хвостовом отсеке находился механик сержант Владимир Белозуб. Лётчик пытался вслепую посадить машину. Так они и погибли – французский дворянин и советский рабочий, которых скрепляла большая фронтовая дружба и ненависть к врагу. Дальнейший путь французского авиаполка пролегал через Литву и Восточную Пруссию.
Французские летчики на аэродроме в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области. Лето 1944 года
Фото (слева-направо):
Вилла «Моя мечта» — так шутливо называли избы, в которых жили французские лётчики. Деревня Дубровка Руднянского района Смоленской области. 1944 год
В перерыве между полётами. Французские лётчики в деревне Дубровка Руднянского района. 1944 год