Об интервью Посла Республики Беларусь в Республике Корея газете The Korea Times
15.11.2024 г.
14 ноября 2024 года опубликовано интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Республике Корея Андрея Чернецкого, данного репортеру южнокорейского ежедневного издательства The Korea Times 23 октября 2024 года. Ознакомиться с материалами (на английском языке) можно по ссылке.
Ниже Посольство Республики Беларусь в Республике Корея публикует полную версию интервью с переводом на русский язык.
• Что является Вашим главным приоритетом на посту Посла Беларуси в Корее? Чего Вы хотите достичь за время своего пребывания здесь?
Республика Беларусь придает особое значение развитию сотрудничества с Республикой Корея. Несмотря на все трудности, мы являемся свидетелями множества положительных примеров взаимовыгодного белорусско-южнокорейского сотрудничества. Наши страны сталкиваются со многими вызовами глобального характера, которые могли бы быть эффективно решены на основе двустороннего партнерства. И я вижу в этом главную цель своей дипломатической работы, а именно на фоне комплекса противоречий найти точки соприкосновения, где сотрудничество стран может быть взаимовыгодным.
Наша встреча проходит в непростое время. Существует множество противоречий между регионами мира, суверенными странами и народами из-за различных взглядов на принципы нового мирового порядка. Но я хотел бы подчеркнуть, что на фоне сложной ситуации, которая складывается в большинстве сфер международной политической системы и экономики, одним из главных инструментов дипломатии является диалог.
Поэтому, учитывая сложность нынешней ситуации в мире и в регионе, я бы очень хотел наладить постоянный и конструктивный диалог между Республикой Беларусь и Республикой Корея в любом приемлемом для сторон формате. Такой диалог необходим обеим странам для совместного решения проблем, которые стоят не только перед Беларусью или Республикой Корея, но и перед всем мировым сообществом.
По моему мнению, вопреки разным взглядам на сложные проблемы, разные подходы к их решению, мы должны стараться поддерживать основы сотрудничества двух стран, которые были заложены до сих пор.
• Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние дипломатических отношений между Беларусью и Южной Кореей? Какие ключевые события произошли за последнее время?
Хотелось бы отметить, что между нашими странами не было и нет неразрешимых противоречий. Более чем тридцатилетняя история дипломатических отношений Беларуси и Кореи насчитывает немало успешных примеров взаимовыгодного сотрудничества. И даже несмотря на то, что в настоящее время позиции наших стран по некоторым вопросам международной политики несколько отличаются, мне приятно отметить продолжающееся развитие взаимодействия между нашими странами во многих сферах. Говоря о сфере дипломатии, я бы охарактеризовал нынешнее состояние дипломатических отношений между нашими странами как прохладное, но вполне прагматичное партнерство. Полномасштабное развитие белорусско-южнокорейских отношений стало менее интенсивным, но не по инициативе белорусской стороны. Однако взаимовыгодные контакты и дипломатический диалог продолжаются даже в этот сложный период, в том числе через миссии двух стран в Сеуле и Минске, а также многосторонние платформы под эгидой ООН. Наше государство поддержало кандидатуру Республики Корея на вступление в Совет ООН по правам человека во время недавних выборов, и мы выражаем надежду на продолжение такого взаимодействия. Республика Беларусь благодарна южнокорейской стороне за реализуемые проекты международной технической помощи белорусским учреждениям здравоохранения и готова к дальнейшему развитию всестороннего диалога с Республикой Корея, будучи уверенной, что такое взаимодействие будет взаимовыгодным.
• Каковы основные направления экономического сотрудничества между Беларусью и Южной Кореей? Есть ли конкретные отрасли, в которых вы видите потенциал для роста?
Республика Беларусь и Республика Корея имеют много успешных примеров экономического партнерства в сфере информационных технологий, оптоэлектроники, фармацевтической и косметической промышленности. Обе страны имеют богатую историю сотрудничества в области науки, межуниверситетских связей в области образования и научных исследований. В настоящее время, несмотря на все трудности, стабильное взаимодействие между бизнес-сообществами наших стран продолжается. Корейские компании явно заинтересованы в приобретении белорусской продукции агропромышленного комплекса, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности, продукция которых имеет высокую репутацию на мировых рынках.
В настоящее время в Беларуси развиваются инновационные промышленные кластеры, в которые входят исследовательские и перерабатывающие компании, поставщики и сервисные организации для стимулирования производства инновационной продукции. Такие кластеры охватывают широкий спектр отраслей, от сельскохозяйственных биотехнологий и «зеленой экономики» до высокотехнологичного кластера в области сложного медицинского оборудования. Совместные проекты в вышеуказанных направлениях, очевидно, могут принести пользу корейским компаниям. Некоторые из потенциальных преимуществ включают доступное и дешевое сырье и энергоресурсы, квалифицированную рабочую силу. Очень важным фактором является беспошлинный доступ товаров, произведенных в Беларуси, на рынки Евразийского экономического сообщества. Членство Республики Беларусь в Шанхайской организации сотрудничества также предоставляет дополнительные возможности для взаимодействия в этом формате, в том числе по экономическим проектам.
• Каковы некоторые проблемы или препятствия, стоящие на пути развития белорусско-южнокорейских отношений, и как их можно устранить?
Я уже отмечал выше, что между нашими странами нет и никогда не было неразрешимых противоречий. В сегодняшних реалиях мы принадлежим к разным лагерям мировой политики, и наши взгляды на некоторые вопросы международной повестки дня расходятся. Вот почему в начале интервью я говорил о необходимости диалога. Для стран нормально иметь разные взгляды на проблемы. И ненормально, когда диалога нет. Потому что только диалог может помочь сблизить позиции и найти компромиссные решения.
В настоящее время наблюдается обострение противоречий между мировыми сверхдержавами. Иногда небольшие страны могут быть втянуты в продолжающиеся конфликты. И это крайне пагубно для них, особенно для экономики. Примером может служить политика санкций, которая привела к росту цен на энергоносители, нарушению глобальных цепочек поставок и вынужденному уходу с рынков без предоставления альтернативы. Чтобы не стать заложником противоречий между сверхдержавами, малым государствам жизненно необходимо поддерживать взаимодействие друг с другом. Это относится и к белорусско-южнокорейским отношениям.
• Как прочные связи Беларуси с Россией влияют на ее дипломатические и экономические отношения с Южной Кореей после событий в Украине?
Российская Федерация является давним и надежным партнером Республики Беларусь во всех сферах. Русский, белорусский и украинский народы веками жили в едином экономическом, политическом и культурном пространстве.
События, происходящие сегодня в Украине, являются трагедией для всех славянских народов. Народы, которые имели общую историю, культуру, существовали в одном государстве сотни лет, сейчас находятся в состоянии войны. Причины этого довольно сложны. Чтобы понять их, нужно глубоко разбираться в истории и реалиях региона.
После событий на Украине белорусско-южнокорейские отношения не то чтобы ухудшились, но их развитие значительно замедлилось по инициативе корейской стороны. В Республике Беларусь с сожалением восприняли инициативу правительства Кореи о введении списка торговых ограничений. Мы уважаем и понимаем все суверенные решения руководства Кореи, и такой шаг также является исключительным правом корейского правительства. Но моя страна, как это неоднократно подчеркивалось в выступлениях высокопоставленных должностных лиц Беларуси, является последовательным сторонником мирного урегулирования украинского конфликта, предоставив свою территорию и создав все условия для проведения серии переговоров с участием украинской и российской сторон после начала конфликта. Эти переговоры закончились безрезультатно, но не по вине белорусской стороны.
Вооруженные силы Республики Беларусь не участвовали и не будут участвовать в конфликте на территории Украины, как это неоднократно подчеркивалось в выступлениях Президента Беларуси. Отсутствие признаков участия белорусской армии в конфликте неоднократно отмечалось в выступлениях высокопоставленных официальных лиц США.
Действующие ограничения на корейский экспорт в Беларусь не являются препятствием для дальнейшего развития белорусско-южнокорейских отношений. Посольство в рамках своего мандата намерено в любом случае содействовать двусторонним контактам на благо наших народов.
• Каким образом поддержка Беларусью России влияет на торговые и инвестиционные возможности между Беларусью и Южной Кореей?
Российская Федерация является самодостаточной страной и способна самостоятельно проводить свою политику. Недавний саммит БРИКС в Казани продемонстрировал достаточно широкую поддержку России в мире, в том числе со стороны Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки, Ближнего Востока и стран Персидского залива. Я уже упоминал, что Российская Федерация является давним политическим и экономическим партнером Республики Беларусь. Наши страны поддерживали и будут поддерживать друг друга на международных площадках и в других форматах.
Ряд государств, включая Китайскую Народную Республику, также присоединяются к этому партнерству в своих интересах. Так, после того, как в 2022 году ряд автопроизводителей, в том числе южнокорейских, покинули российский рынок, совместное белорусско-китайское предприятие по производству легковых автомобилей BelGee, расположенное в Республике Беларусь, увеличило экспорт своей продукции – автомобилей Geely – в Россию. Этой весной бренд BelGee вошел в топ-3 продаж на российском рынке. Я считаю, что подобный формат трехстороннего сотрудничества был бы интересен и выгоден и для Республики Корея. Но уже сейчас я с удовлетворением отмечаю положительную динамику белорусско-южнокорейского товарооборота, потенциал которого, конечно, несомненно больше.
• Какова основная цель дипломатических отношений Беларуси с Северной Кореей и как это согласуется с более широкими внешнеполитическими целями вашей страны?
Я хотел бы особо отметить, что Республика Беларусь – далеко не единственная страна, поддерживающая отношения с КНДР. Ряд государств, которые объявлены стратегическими партнерами Республики Корея, включая Германию, Польшу, Чехию, Швецию, Швейцарию и Великобританию, также поддерживают отношения с Пхеньяном на гораздо более высоком уровне, чем Республика Беларусь, у которой нет собственной дипломатической миссии в Северной Корее. Сразу после окончания пандемии COVID-19 представители внешнеполитических ведомств вышеуказанных государств посетили Пхеньян в начале этого года, где провели переговоры о возобновлении деятельности своих дипломатических представительств в ближайшем будущем.
Республика Беларусь всегда придерживалась принципа многовекторности в своей внешней политике, развивая отношения со странами, заинтересованными в двустороннем диалоге. При реализации своей внешней политики, Республика Беларусь строго руководствуется принципами ООН, одними из основателей которой, наряду с Россией и Украиной, была Беларусь. Как отметил Министр иностранных дел Республики Беларусь М.В. Рыженков, многовекторный характер внешней политики Беларуси предполагает укрепление всесторонних контактов с партнерами во всех регионах мира. Республика Беларусь готова развивать отношения со всеми странами, которые проявляют взаимный интерес. Мы считаем это главным условием развития взаимопонимания в условиях многополярного миропорядка.
• Как бы Вы отреагировали на обеспокоенность Южной Кореи по поводу сохранения Беларусью дипломатических отношений с Северной Кореей? Как вы считаете, влияют ли эти связи на отношения Беларуси с другими странами региона, в частности с Южной Кореей?
Насколько мне известно, многие страны региона, включая Китай и Вьетнам, которые являются основными партнерами Республики Корея, довольно активно развивают отношения с Северной Кореей. То же самое относится и ко многим странам ЕС, о которых я упоминал выше. И я хотел бы еще раз подчеркнуть – согласно принципам белорусской внешней политики, наше сотрудничество с любой страной не должно быть направлено против интересов третьей стороны. Выстраивая двустороннее партнерство, мы не нарушаем резолюции ООН и стремимся к многостороннему гармоничному развитию. Я хотел бы выразить надежду и пожелание, что развитие дипломатических отношений между Республикой Беларусь и КНДР будет способствовать возобновлению межкорейского диалога и улучшению ситуации с безопасностью на полуострове.
• На Ваш взгляд, как отношения Беларуси с Северной Кореей влияют на готовность Южной Кореи взаимодействовать с Беларусью в таких областях, как торговля, культура и дипломатия?
Что касается этого конкретного вопроса, я также хотел бы спросить, как прямые переговоры между бывшим президентом США Д. Трампом и президентом КНДР, которые состоялись в Ханое в 2018 году, повлияли на южнокорейско-американские отношения? И если Д. Трамп будет переизбран на пост главы Белого дома и реализует свое намерение возобновить прямые переговоры с Пхеньяном, повлияет ли это на партнерство Вашингтона и Сеула? И как недавний визит заместителя министра обороны Вьетнама в Пхеньян для обсуждения аспектов северокорейско-вьетнамского сотрудничества повлиял на южнокорейско-вьетнамское партнерство?
Что касается Республики Беларусь, то я хотел бы еще раз обратить внимание на то, что наше сотрудничество с любым государством не направлено против третьей стороны. Я выражаю надежду, что в случае дальнейшего развития отношений между Беларусью и Северной Кореей это пойдет на пользу и Южной Корее.
• Учитывая относительно низкий уровень дипломатического присутствия между нашими странами, какие стратегии есть у белорусского правительства для укрепления дипломатического взаимодействия с Южной Кореей?
Я бы не сказал, что у наших стран низкий уровень дипломатического присутствия. В Сеуле и Минске есть полноценные дипломатические миссии, есть их руководители, которые вручили свои верительные грамоты главам наших двух государств. Белорусская сторона благодарна южнокорейской дипломатической миссии за ее социальную и культурную деятельность в Минске, за реализуемые проекты технической помощи. Я уже отмечал определенное взаимодействие между странами на международных площадках. Конечно, сейчас непростые времена. Ряд внешних сил заинтересован в том, чтобы разрушить белорусско-южнокорейские отношения и поссорить две страны. Но прекращение диалога приводит лишь к росту непонимания, что не отвечает интересам ни одного государства в строящемся многополярном мире. Стратегия Республики Беларусь по отношению к Республике Корея содержится в словах Президента Беларуси, сказанных в прошлом году Послу Южной Кореи на церемонии вручения верительных грамот: «В эти непростые времена нам важно не растерять тот потенциал, который был ранее наработан на благо народов двух стран».
Моя задача как Посла Беларуси в Южной Кореи увеличить этот потенциал. Есть много вызовов глобального характера, где наши страны могут объединить усилия – проблема изменения климата, проблема продовольственной безопасности и ряд других. Организация устойчивого взаимодействия на международных площадках между Республикой Беларусь и Республикой Корея может стать хорошим началом для возобновления полномасштабного диалога.
• Как Вы предлагаете рассмотреть и смягчить опасения южнокорейских официальных лиц и бизнеса в отношении Беларуси, учитывая проблемы, связанные с ограниченным диалогом?
Благодарим вас за предоставленную возможность использовать эту медиа-платформу для открытого обращения к южнокорейским политикам и общественности. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что даже на фоне нынешних суровых реалий мне приятно отмечать нормальное взаимодействие деловых кругов наших стран, развитие контактов в образовательной и культурной сферах. Я надеюсь, что эти отношения будут и впредь развиваться на благо белорусского и корейского народов. Расширение диалога, безусловно, способствовало бы большему взаимопониманию. Это было бы лучшим инструментом для снятия озабоченностей и поиска подходов к решению любых проблем во всех областях.